вы смотрите раздел:

Система управления персоналом (анализ, организация, схема применения)


Теоретическая база

Системой управления персоналом (СУП) называется совокупность мероприятий организации работы с персоналом для достижения поставленных целей предприятия. В данной системе осуществляются функции управления сотрудниками компании.

Два аспекта социальных целей системы управления персоналом

В организации социальные цели имеют два аспекта: с одной стороны рассматриваются потребности человека- работника и их удовлетворение администрацией, с другой стороны - создание трудовых условий для персонала администрацией оптимальных для достижения экономических целей компании. Эти цели не должны противоречить друг другу, для того, чтобы система управления персоналом функционировала эффективно. В противном случае возникает конфликт интересов между данными двумя субъектами СУП.

Ключевые элемента системы управления персоналом

  • К объектам системы управления персоналом относятся: трудовой коллектив, работающие сотрудники, рабочие группы.
  • К субъектам СУП относится управленческий персонал: линейный и функциональный.
  • Процессами СУП считаются технологии управления человеческими ресурсами, которые используются субъектами в достижении целей, поставленных перед организацией.

Начальный этап планирования и формирования СУП любой компании - определение целей системы. Все цели организации подразделяются на следующие категории:

  • Экономические цели ориентированы на конечное получение определенной величины прибыли.
  • Производственно-коммерческие цели направлены на достижение объемов выпуска и реализации товаров на уровне, отвечающем запланированной величине прибыли.
  • Научно-технические цели призваны обеспечить необходимый научно-технический уровень выпускаемой продукции и технологическую модернизацию, способствующую повышению производительности труда.
  • Цели социального характера нацелены на обеспечение удовлетворенности персонала.

Главной целью компании признается обеспечение организации персоналом, его результативное использование, профессиональный рост и социальное развитие.

Целями второго уровня являются: формирование стратегии управления сотрудниками в условиях изменений внешней среды компании, составление прогнозов и планов по персоналу в перспективе, создание системы мотивировки и соцобеспечения работников. К целям третьего уровня относятся: анализ спроса компании в новых специалистах и требований к ним, анализ колебаний развития и индивидуальные планы роста персонала, составление планов по сотрудникам и их карьере, анализ процессов труда и качества жизни, составление планов по социальному развитию работников.

Функции СУП

В организациях система управления персоналом выполняет следующие ключевые функции - планирование персонала, учет и найм сотрудников, обучение, развитие и оценка сотрудников, мотивация персонала, социальное обеспечение персонала и его развитие, снабжение информацией сотрудников, обеспечение правового сопровождения трудовых отношений персонала, предоставление безопасных условий труда и их контроль, согласно существующим нормативам, а так же линейное руководство.

Планирование персонала включает в себя формирование стратегии и политики управления кадрами - анализ внешнего и внутреннего кадрового потенциала, расчет потребностей организации в персонале, поддержка связей с кадровыми агентствами.

Управление наймом, учетом сотрудников - эта функция обеспечивает процесс набора персонала. Проведение с претендентами собеседования, оценку его результатов, найм работников, а также учет найма персонала, его увольнений и перемещений. Данная функция обеспечивает документооборот системы. Оценка, обучение и развитие персонала состоит из организации мероприятий по указанным направлениям системы управления персонала. Управление мотивацией персонала подразумевает материальное и моральное поощрение, поиск и внедрение стимулирования персонала.  Управление социальным развитием включает в себя обеспечение и налаживание питания в рабочий период - обеспечение отдыха персонала, охраны здоровья, его социального страхования. Правовое обеспечение управления персоналом заключается в решении правовых вопросов трудовых отношений; подготовке и согласовании документов по управлению сотрудниками. Информационное обеспечение управления персоналом состоит из учета, статистики по персоналу; обеспечения информацией СУП. Обеспечение нормальных условий труда заключается в обеспечении и контроле соблюдения норм эргономики труда, его психофизиологии; обеспечении охраны труда и т.п. Линейное руководство – подразумевает под собой то, что функцию управления кадрами также реализуют все руководители организации.

Для выполнения некоторых функций кадровые службы используют автоматизированные СУП, которые делятся на группы:

  • Программы, используемые для расчета заработной платы.
  • Экспертные системы, которые применяются для совершения группового анализа кадров, обнаружения тенденций развития компании, а также ее подразделений.
  • Многофункциональные экспертные системы, которые выполняют кадровый отбор, аттестацию и профессиональную ориентацию сотрудников.
  • Комплексные системы, которые направлены на исполнение всех вышеперечисленных функций, а также функций учета и статистики персонала.
Технологии управления СУП

В настоящее время известны некоторые виды технологий управления кадровой системой:

  • Многозвенные - под этим понятием подразумевается последовательное выполнение задач, которые взаимосвязаны (администрацией принимаются характерные решения на каждом этапе труда сотрудника).
  • Индивидуальные технологии – это такие технологии, которые предназначены воздействовать на поведение персонала посредством мотивации, методов координации межличностных отношений и прочих методов.
  • Посреднические – направлены на осуществление кадровой политики кадровыми службами через управленческий менеджмент подразделений организации.