вы смотрите раздел:

Управление финансами (система, функции, анализ)


Теоретическая база

Управление финансами это определенные меры, предназначенные для совершенствования системы общественных отношений по поводу экономико-социального развития общества, нормализации финансовых ресурсов и правильного их использования в рамках всего государства и отдельных хозяйствующих субъектов.

Сущность и цели управления финансами

Управление финансами имеет место во всех подразделениях финансовой системы. Выделяется управление на общегосударственном и местном уровне. Общегосударственное управление финансами обеспечивает не только единую бюджетно-финансовую политику, но и валютную, налоговую, денежно-кредитную, оно устанавливает общепринятые финансовые нормы, принципы и правила.

Основной целью управления в данной отрасли общественной жизни является достижение финансовой устойчивости и независимости, которые будут проявляться в профиците бюджета, макроэкономической свободе, непоколебимости национальной валюты, ликвидации государственного долга, взаимовыгодности выполнения общегосударственных экономических интересов и потребностей каждого члена общества.

Процесс управления финансами подразумевает выделение особых субъектов и объектов. Субъектом финансового управления является совокупность государственных структур – финансовый аппарат, объектами является все разнообразие финансовых отношений, из которых и образуется финансовая система. В ходе укрепления российских рыночных отношений и возникновения обновленных условий хозяйствования большое значение приобрел финансовый менеджмент, который способен контролировать ресурсы предприятий, независимо от их формы собственности.

Формы и методы управления финансами

Субъекты управления при целенаправленном воздействии на денежные средства используют различные специфические методы, выбор которых зависит от звена и сферы финансовых отношений. Конкретными формами и методами финансового управления являются: планирование, программирование, прогнозирование, регулирование, контроль.

В ходе финансового планирования субъекты хозяйствования получают возможность всесторонне оценивать состояние собственных финансов и выявлять возможности увеличения ресурсов, повышать эффективность их использования. Перед финансовым планированием стоит цель достижения пропорциональности и сбалансированности ресурсов. Пропорциональность представляет собой наиболее рациональное соотношение величины дохода до и после уплаты налогов. Сбалансированность в государственном масштабе – оптимальное соотношение государственных ресурсов и доходов хозяйствующих субъектов. Финансовое прогнозирование представляет собой предвидение грядущего финансового положения на основе показателей, разработанных в итоге финансового планирования. Прогнозирование способствует разработке концепции финансовой политики в течение определенного периода развития.

Финансовое программирование – один из методов планирования, основанный на программно-целевом подходе, он предполагает распределение расходов по приоритетным направлениям, увеличение эффективности траты средств, выбор альтернативного варианта финансирования. Финансовое регулирование экономических процессов – это организованная государством деятельность, направленная на использование финансовых аспектов общественных отношений для корректировки воспроизводственных параметров. Среди объектов финансового контроля выделяются денежные отношения, процессы перераспределения при использовании ресурсов; это один из самых важных методов финансового управления.

Объекты управления финансами

Объектами финансового управления являются элементы финансовой системы страны, как по отдельности, так и в целом. Финансовая система – это определенные отношения в рамках экономической формации.

Финансовая система – это сформированная совокупность различающихся по сферам финансовых отношений (или звеньев финансовой системы), во время протекания которых образуются и реализуются материальные фонды, это сочетание децентрализованных и централизованных денежных фондов.

Ведущую роль в поддержании динамики развития хозяйственных отраслей, перераспределении ресурсов между экономическими отраслями и регионами, непроизводственной и производственной сферами, слоями и группами населения принадлежит общегосударственным финансам. Общегосударственные финансы, в свою очередь, состоят из государственного бюджета, внебюджетных фондов и государственного кредита.

Субъекты управления финансами

Главными субъектами управления финансами являются такие федеральные властные органы, как Правительство, Президент, Федеральное Собрание Российской Федерации. В полномочия Президента входит регламентация деятельности финансовой системы, он подкрепляет подписью бюджетные планы. Палаты Федерального собрания принимают финансовое законодательство, федеральный бюджет, утверждают налоговые и неналоговые платежи и сборы.

Правительство является единым центром управления финансами; орган, который реализует финансовую политику – Министерство финансов. Минфин следит за обеспечением единой кредитно-денежной, финансовой, валютной политики Российской Федерации. Данный правительственный орган осуществляет такие функции, как:

  • участие в процессе разработки социально-экономических прогнозов развития страны на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы;
  • подготовка и реализация мероприятий в целях совершенствования бюджетных отношений;
  • контроль целевого исполнения бюджета.

Министерство финансов занимается планированием и последующим финансированием отраслей хозяйства, следит за развитием бюджетного федерализма. Министерство разрабатывает проект бюджета федерального значения, формирует отчет о его выполнении, а также составляет консолидированный план бюджета.