вы смотрите раздел:

Финансовый контроль (методы, виды, формы)


Теоретическая база

Финансовый контроль представляет собой важнейший способ обеспечения законности в хозяйственной и финансовой деятельности государства. Финансовый контроль – надзор за целесообразностью и законностью действий в сфере образования, а также использования и распределения государственных и местных денежных фондов для более эффективного экономической и социальной динамики как страны, так и отдельных ее регионов.

Методы финансового контроля

Методы финансового контроля заключаются в способах, приемах, средствах его проведения. Основными из них являются ревизия, обследование, анализ, наблюдение, проверка и прочие.

Ревизия состоит в исследовании первичных документов, которые являются основой для проведения финансовых операций. В ходе ревизии проверяются данные складского и бухгалтерского учетов, организуется инвентаризация. Ревизии делятся на выборочные и комплексные, или фронтальные. После проведения всех требуемых мероприятий подписывается акт, содержащий результаты ревизии, на его основе разрабатываются меры для преодоления выявленных нарушений.

Наблюдение предназначено для ознакомления с общим состоянием субъекта в плане его финансовой деятельности. Иногда проводится исследование каких-то отдельных аспектов функционирования организации с помощью опроса и анкетирования. Когда организуется проверка организации, используются расходные, отчетные и балансовые документы для определения нарушений финансовой дисциплины, способы ликвидации их возможных последствий. Аналитические приемы направлены на выявление и устранение нарушений финансового порядка.

Сущность и задачи финансового контроля

Финансовый контроль – это звено финансовой системы, обеспечивающее полноту, своевременность, правильность формирования доходов, точность и обоснованность расходов. Обязательным условием успешной социальной и экономической политики, слаженного функционирования аппарата управления является непрерывность и достоверность финансового контроля. Иными словами, финансовый контроль выступает в качестве механизма обеспечения законности деятельности муниципальных образований и исполнительной власти в целом.

В качестве основных задач финансового контроля можно привести такие, как:

  • проверка выполнения организациями и гражданами обязательств финансового характера перед органами самоуправления и государством;
  • проверка обоснованности использования находящихся в оперативном управлении или хозяйственном ведении денежных ресурсов муниципальными предприятиями и государством;
  • проверка соответствия законодательным правилам процессов совершения расчетов, операций, хранения финансов;
  • определение внутренних производственных резервов;
  • предупреждение или устранение финансовых нарушений.

В итоге реализации задач контроля происходит укрепление финансовой дисциплины. Значение контроля в финансово-экономических процессах заключается в необходимости осуществления проверки как соблюдения субъектами финансового правопорядка, так и эффективности, обоснованности финансовых операций.

Виды финансового контроля

Видовое деление финансового контроля основывается на большом количестве различных критериев, далее приведены основные из них.

Относительно времени проведения финансовый контроль бывает текущим, предварительным, последующим. Предварительный осуществляется перед совершением денежных операций, целью такого контроля является предупреждение нарушений. Оперативный, или текущий, контроль осуществляется во время проведения денежных операций. Последующий контроль определяет финансовое состояние организации, выявляет нарушения, формирует пути их предупреждения, меры для устранения.

Выделяется инициативный (добровольный) и обязательный финансовый контроль. Последний проводится на основе законодательных требований или по решению, принятому компетентными государственными органами.

В зависимости от субъектов финансового контроля можно выделить контроль, осуществляемый Президентом, представительными государственными органами, исполнительными органами, органами местного самоуправления, а также внутрихозяйственный, ведомственный, аудиторский и общественный. Государственный контроль осуществляется органами исполнительной и представительной власти субъектов РФ.

Задачами внутреннего контроля являются выявление случаев хищения, серьезных недостач материальных ценностей и денежных средств, бесхозяйственности, формулировка предложений по преодолению причин и условий нарушений дисциплины, принятие мер для возмещения причиненного ущерба виновными лицами. Внутренний финансовый контроль организуется в министерствах, комитетах и прочих исполнительных органах, религиозных и общественных организациях.

Аудиторский финансовый контроль основывается на соответствующем федеральном законе, является независимой предпринимательской деятельностью аудиторских фирм с целью осуществления вневедомственных проверок расчетно-платежной документации, бухгалтерской отчетности, налоговых деклараций прочих финансовых обязательств хозяйствующих субъектов. Аудиторские фирмы и самостоятельные аудиторы, прошедшие аттестацию, регистрируются как субъекты предпринимательской деятельности, получают лицензию и заносятся в аудиторский реестр.

Внутрихозяйственный контроль проводится для проверки всей хозяйственной и производственной деятельности предприятия, его отдельных подразделений на основе документации бухгалтерии, финансового отдела и других экономических служб проверяемого субъекта. Еще один вид финансового контроля, банковский, необходим для проверки эффективности применения банковских ссуд, он направлен на всестороннее укрепление и поддержку платежной дисциплины.