вы смотрите раздел:

Страховые взносы и расчет пособий (изучение и обучение на семинарах, курсах и тренингах)


Теоретическая база

Начало развитию современной системы социальных государственных внебюджетных фондов в России положено в 1991 году. Именно тогда в эпоху реформирования всего, что только возможно, законом РСФСР от 10 октября были определены основы бюджетного устройства и процесса в стране. Также законом предусматривалась возможность образования целевых внебюджетных фондов, как самостоятельных юридических лиц независимых от соответствующих бюджетов. В 1999 году был принят Бюджетный кодекс Российской Федерации, вобравший в себя все вопросы бюджетного устройства, в том числе и вопросы, регулируемые вышеуказанным законом.

Отчетность по страховым взносам

Ежеквартальная отчетность, предоставляемая плательщиками взносов администратору:

  • в ПФ - расчет по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не позднее 15 мая, 15 августа, 15 ноября и 15 февраля за 1-й квартал, полугодие, 9 месяцев и календарный год соответственно;
  • в ФСС - расчет по страховым взносам на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 октября и 15 января за 1-й квартал, полугодие, 9 месяцев и календарный год соответственно.

В настоящее время действуют федеральные и территориальные внебюджетные фонды, имеющие свои самостоятельные бюджеты, которые входят в состав бюджетной системы в целом. К федеральным фондам относятся Пенсионный фонд (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС) и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), а к территориальным – территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС). Фонды - специализированные финансово-кредитные учреждения, созданные при Правительстве РФ в случае федеральных фондов и при региональных правительствах в случае региональных фондов. Их основной задачей является обеспечение реализации конституционного права граждан РФ на государственное пенсионное, социальное и медицинское обеспечение.

Страховые взносы, как один из основных источников формирования бюджетов внебюджетных фондов

Среди источников формирования доходной части бюджетов внебюджетных фондов наряду с неналоговыми доходами, межбюджетными трансфертами, безвозмездными поступлениями, различными штрафами, доходами, полученными от размещения свободных средств фондов и пр., входят и целевые отчисления во внебюджетные фонды. Так, до 1 января 2010 года таким отчислением являлась уплата работодателями единого социального налога, который поступая на счета Федерального казначейства, распределялся (регулировался) между бюджетами разных уровней и внебюджетными фондами. С 2010 года единый социальный налог заменен страховыми взносами. По своей сути страховой взнос не является налогом, т.к. носят возмездный характер, возвращаясь к застрахованным физическим лицам в форме различных социальных пособий, пенсий, медицинских услуг.

Все вопросы исчисления и уплаты страховых взносов в Российской Федерации:

  • в ПФ на обязательное пенсионное страхование,
  • в ФСС на обязательное социальное страхования,
  • в ФФОМС и ТФОМС на обязательное медицинское страхование регулируются законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ.

Плательщики, объект и база обложения страховых взносов

Страховые взносы уплачиваются страхователями, состав которых определяется исходя из действующего законодательства для каждого вида социального страхования. Сюда относятся:

  • все юридические и физические лица, осуществляющие какие-либо выплаты физическим лицам или занимающиеся частной практикой в определенном законодательством порядке;
  • иные категории страхователей, определенные федеральным законодательством.

Все выплаты со стороны плательщиков взносов в пользу физлиц, осуществляемые в рамках трудового или гражданского законодательства, являются объектом обложения страховыми взносами. При этом за базу начисления принимается сумма всех выплат за исключением различных государственных пособий, компенсационных выплат, единовременной материальной помощи в связи с определенными законодательством случаями (рождение ребенка, стихийные бедствия и др.), доходов семейных общин малочисленных народов, полученных ими при ведении традиционных видов промысла и пр. выплаты.

За расчетный период принимается календарный год, а отчетными периодами являются 1-й квартал, полугодие, 9 месяцев и календарный год. За дату осуществления выплат принимается день начисления выплат в пользу работников, за исключением физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, для которых за дату осуществления выплат принимается день осуществления выплат.

В 2012 году применяются следующие тарифы страхового взноса: ПФ РФ – 22%, ФСС РФ - 2,9%, ФФОМС - 5,1% . Таким образом, суммарный страховой взнос составляет 32% от базы начисления, против 34% в 2011 году. При этом для отдельных категорий плательщиков предусмотрены понижающие тарифы. На размер базы для начисления страховых взносов, превышающий 512 тыс.руб. применяется тариф в 10% в ПФ РФ.

Исчисление и уплата страховых взносов и осуществление контроля за их правильностью

Исчисление и уплата страховых взносов производиться плательщиками отдельно для каждого внебюджетного фонда на счета Федерального казначейства. Своевременная и полная уплата страховых взносов является обязанностью плательщиков. Согласно действующей бюджетной классификацией уплата страховых взносов осуществляется по отдельным кодам для страховых взносов, пеней и процентов по соответствующему платежу и штрафов согласно действующему законодательству. Осуществление администрирования страховых взносов возложено на органы управления внебюджетными государственными фондами и включает в себя:

  • осуществление контроля:
    - за правильностью исчисления,
    - за полнотой,
    - за своевременностью уплаты;
  • начисление;
  • учет;
  • взыскание;
  • принятие решений о возврате или зачете излишне уплаченных или взысканных платежей, пеней и штрафов по ним.

В настоящее время функции администраторов страховых взносов возложены на 2 фонда.

ФСС в части страховых взносов на обязательное страхование:

  • в связи с материнством или на случай временной нетрудоспособности,
  • от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве.

ПФР в части страховых взносов:

  • на обязательное пенсионное страхование на выплату:
    - страховой части трудовой пенсии,
    - накопительной части трудовой пенсии;
  • на обязательное медицинское страхование:
    - зачисляемых в бюджет ФФОМС,
    - зачисляемых в бюджеты ТФОМС.