вы смотрите раздел:

Налог на прибыль (изучение и обучение на семинарах, курсах и тренингах)


Теоретическая база

Налог на прибыль в настоящее время данный в Российской Федерации относится к федеральным налогам. Так как он взимается с доходов налогоплательщика, он является прямым налогом.

Родоначальниками налогообложения прибыли коммерческих предприятий являлись США и Германия еще в конце XIX века. Но уже к началу ХХ века большинство ведущих стран, в том числе и Россия, ввели систему налогообложения корпораций. Однако, революционные преобразования Российского государства привели к разрушению выстроенной налоговой системы.

В Советской России налог на прибыль новь появился в период НЭПа и взимался только с кооперативов. Налоговая реформа 1930-32 годов способствовала завершению период НЭПа. Именно тогда, впервые были установлены два крупных платежа, расщепляющих чистую прибыль государственных предприятий. Это налог с оборота и отчисления от прибыли. Отчисления от прибыли ежегодно взимались с каждого государственного предприятия и их размер составлял от 10 до 99% прибыли. Кроме того, размер отчислений нормировался для каждого предприятия индивидуально и включался в его ежегодный план. Выполнение плана по налогам для предприятия было обязательно.

Налоговая реформа 1965 года изменила структуру платежей с прибыли предприятий и с 1966 года из прибыли уплачивались уже 3 налога, куда входили: 

  • плата за фонды, которая взималась вне зависимости от выполнения предприятием плана по прибыли;
  • фиксированные (рентные) платежи, которые также не зависели от фактических результатов деятельности предприятия;
  • свободный остаток прибыли.

В 1991 году произошло воссоздание, упраздненной в первые послереволюционные годы, российской налоговой системы. 27 декабря этого года одновременно подписываются несколько основополагающих документов, определивших основу новой налоговой системы. В частности, Закон «О налоге на прибыль предприятий и организаций» действует по настоящее время, хотя и претерпел значительные изменения. Ряд его положений утратили силу в связи с принятием Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ). Первая часть НК РФ введена в действие с 1 января 1999 года, вторая - с 1 января 2001 года. Глава 25 НК РФ полностью посвящена вопросам определения налогоплательщиков, налогооблагаемой базы, классификации доходов и расходов предприятия для исчисления налога на прибыль.

Уплата налога на прибыль

Налогоплательщиками, осуществляющими уплату данного налога, являются:

  • российские организации, за исключением организаций, получивших освобождение от уплаты данного налога в установленном порядке;
  • иностранные организации, работающие через постоянно действующие представительства, а также получающие доходы на территории страны.

Кроме того, в период подготовки Сочинской Олимпиады 2014 года не являются плательщиками налога на прибыль зарубежные организаторы игр и официальные телевизионный компании с доходов, полученных в рамках заключенных договоров с Международным олимпийским комитетом.

В соответствии с действующим российским законодательством за объект налогообложения принимается прибыль, полученная предприятием или организацией, и представляющая собой, в самом общем смысле, превышение полученных доходов над произведенными расходами. При этом, доходная составляющая складывается из доходов от реализации и внереализационных доходов. Доходы от реализации это - тот объем выручки, который предприятие получило в процессе реализации «плодов» своей основной деятельности. К внереализационным доходам относят выручку от видов деятельности, отличных от основной. НДС и акцизы исключаются из суммы дохода, при расчете прибыли в целях налогообложения.

За расходы принимают понесенные затраты предприятия, которые имеют документальное подтверждение и обоснование, и, также как и доходы, раскладываются на две составляющие: расходы, понесенные в процессе производства и реализации, и внереализационные расходы. К первой группе относят все производственные затраты или затраты, связанные с реализацией. Это могут быть материальные затраты, затраты на заработную плату персонала, начисленная амортизация основных средств, а также прочие. Ко второй группе относят все затраты, имеющие документальное обоснование, и непосредственно не связанные с производственным процессом и/или реализацией. Сюда могут быть отнесены, например, расходы на содержание имущества, которое передано в лизинг, обслуживание ценных бумаг, убытки от стихийных бедствий, судебные издержки и др.

Наряду с доходами, исключаемыми из расчета прибыли в целях налогообложения, существует и перечень расходов, также не учитываемых в расчете. Это, например, расходы на выплату дивидендов, на уплату различных штрафных санкций в бюджетную систему, на увеличение уставного капитала и др.

Одним из непростых вопросов при определении доходов и расходов в целях налогообложения, является вопрос выбора порядка их признания методом начисления или кассовым методом, который, в большинстве случаев, находиться в компетенции самого предприятия. При первом методе, признание доходов и расходов осуществляется в одном налоговом периоде с их совершением и не зависит от реального прохождения денежных средств по счетам (кассе) предприятия. При втором методе, признание доходов и расходов осуществляется в соответствии с фактом прохождения денежных средств по счетам (кассе) предприятия.

В общем случае, ставка по налогу на прибыль в целом составляет 20% от налоговой базы. При этом, ставка налога, зачисляемого в федеральный бюджет - 2%, ставка регионального налога - 18%. В ведении региональных властей находится вопрос снижения для отдельных категорий предприятий ставки налога, зачисляемого в региональный бюджет, но при этом она не должна быть ниже 13,5%..  Налог на прибыль является одним из основных источников наполнения регионального бюджета. По данным Федерального казначейства РФ доля налога на прибыль в 2011 году в структуре доходов консолидированного бюджета составила 20,5%, в структуре федерального бюджета – около 3%.

Следовательно, прибыль предприятия в полном объеме изымалась в государственный бюджет. Эксперимент в отдельных отраслях по нормативно-долевому распределению прибыли между государством и предприятием, начатый в 70-е годы прошлого столетия, принес предприятиям заинтересованность в конечном результате. Так как процент прибыли, причитающийся бюджету, был определен заранее на каждый финансовый год, то предприятие могло рассчитывать на использование сверхнормативной прибыли на собственные нужды. К 1977 году в данный механизм распределения прибыли были вовлечены все юридические лица СССР.  Созданная в 70-е годы система налогообложения просуществовала до начала 90-х годов.