вы читаете публикацию:

Совершенствование системы государственных (муниципальных) закупок

Дмитрий Семенов, заместитель начальника 
Управления обеспечения исполнения федерального бюджета Казначейства

Источник: журнал «Госуслуги: планирование, учет, налоги» № 9/2012

Размещено на Solon.su: 15 октября 2012

 

Вопросы совершенствования системы государственных (муниципальных) закупок активно обсуждаются специалистами различных ведомств и органов власти. Планируется к принятию закон о контрактной системе. Какова роль в развитии сферы госзаказа Казначейства России, и может ли данное ведомство повлиять на рост эффективности закупок? Об этом наш диалог с экспертом.

Какие механизмы используются Казначейством для повышения качества системы госзакупок?

С целью совершенствования системы государственных закупок, повышения ее эффективности, а также развития функциональности сайта zakupki.gov.ru Казначейство России организовало проведение экспериментального мониторинга бюджетных обязательств получателей бюджетных средств. Возможности для выполнения мониторинга у Казначейства имеются. Ведомство располагает разветвленной сетью террито­риальных органов, наши специалисты не понаслышке знают и понимают необходимость обеспечения эффективного расходования бюджетных средств. И, что очень важно, при возложении данных полномочий на Казначейство организация этой работы не потребует существенных расходов.

Не дорогая аренда помещений для тренингов семинаров в москве. Аренда дополнительного оборудования. Есть кофе-холл.

Проводимый мониторинг позволил выявить «слабые места» и понять, с чем нужно работать в настоящий момент.

Например, одна из проблем при размещении заказов - отсутствие подробного каталога товаров, поставляемых для государственных и муниципальных нужд, и детального классификатора работ и услуг. Существующие классификаторы не адаптированы для использования в сфере размещения заказов, в связи с чем у государственных и муниципальных заказчиков имеются определенные проблемы в части обеспечения публикации качественной информации о размещении заказов на официальном сайте zakupki.gov. Соответственно и участникам размещения заказа не просто ориентироваться в огромном массиве информации. Над этой проблемой работают соответствующие федеральные органы власти.

В чем заключаются функции ведомства при обеспечении работы сайта zakupki.gov.ru ?

Казначейство России является оператором официального сайта для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, вы­полнение работ, оказание услуг (zakupki.gov.ru). Соответственно мы должны обеспечивать полноту и прозрачность сведений, публикуемых на этом интернет-ресурсе.

Над сайтом трудится и Минэкономразвития. У вас разные задачи или вы совместными усилиями выполняете одну и ту же работу?

И Казначейство России, и Минэкономразвития России участвовали в создании официального сайта. Оба ведомства согласно Федеральному закону от 21.07.2005 № 94-ФЗ являются уполномоченными органами исполнительной власти по ведению, развитию и обслуживанию названного ресурса.

Минэкономразвития осуществляет ведение сайта, в т. ч. регистрацию и обслуживание пользователей, а также формирование функциональных требований. Казначейство обеспечивает функционирование интернет-ресурса, выдачу сертификатов ключей электронных подписей представителям организаций, работающих на сайте, его развитие в части функциональных доработок в соответствии с требованиями Минэкономразвития.

С какими трудностями пришлось столкнуться при запуске сайта?

Опытная эксплуатация сайта zakupki.gov.ru началась осенью 2010 г. Пилотными регионами выступили Татарстан и Бурятия. Тогда мы столкнулись с проблемой отсутствия должного механизма регистрации организаций в масштабе всей страны. В декабре 2010 г. Казначейством совместно с Минэкономразвития был разработан Порядок регистрации пользователей на официальном сайте в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг 1.

С 1 января 2011 г. сайт начал полноценную работу. К этому времени Казначейством уже была организована распределенная структура по регистрации заказчиков и выдаче пользователям сертификатов электронной цифровой подписи (ЭЦП).

Отмечу, что при запуске и реализации проекта территориальными управлениями Казначейства России была проделана огромная работа. Уже в первые два месяца функционирования сайта было зарегистрировано порядка 77% организаций и 59% пользователей от их общего количества, зафиксированного по итогам 2011 г.

Также в конце 2010 г. остро встал вопрос о механизме информационного взаимодействия сайта и внешних систем размещения заказов. Сложность заключалась в том, что организация такого механизма должна быть открытой и понятной для всех участников процесса. В 2011 г. эта задача была решена с помощью интерфейсов обмена данными с внешними региональными системами размещения заказов. Благодаря этому сайт стал единым источником информации о заказах и обеспечил возможность свободной интеграции. По результатам обращений пользователей были приняты меры по увеличению производительности сайта, которая в среднем увеличилась на 20-25%.

При этом пришлось решать и такую непростую задачу, как электронный документооборот...

Безусловно, обеспечение юридически значимого электронного документооборота между лицами, размещающими информацию о закупках, и официальным сайтом, а также между сайтом и электронными торговыми площадками - стало одной из важнейших задач.

Трудность состояла в огромном количестве участников электронного документооборота - сотни тысяч. При этом все они «разбросаны» по различным регионам Российской Федерации. А для полноценного взаимодействия на интернет-ресурсе участники системы госзакупок должны обладать сертификатами ключей ЭЦП.

Средняя стоимость такого сертификата на рынке составляет порядка 6000 руб. в год. Очевидно, что если бы заказчиков отправили за сертификатами на рынок, бюджетные затраты были бы чрезвычайно высоки - ежегодные расходы составили бы миллиарды рублей.

Между тем в Казначействе с 2005 г. действует удостоверяющий центр (УЦ ФК), который изначально предназначался для организации юридически значимого электронного документооборота ведомства с бюджетополучателями всех уровней.

Удостоверяющий центр представляет собой территориально распределенную инфраструктуру, включающую 85 региональных центров регистрации участников электронного документооборота и около 2000 тысяч пунктов выдачи сертификатов, размещенных в районных центрах.

Казначейство предложило для размещения заказов на официальном сайте использовать возможности УЦ ФК, что и было сделано.

В 2010 г., с августа по декабрь, выдано более 500 000 сертификатов ключей ЭЦП. Конечно, потребовалась чрезвычайно напряженная работа всех территориальных управлений ведомства, но задача успешно решена.

Среднегодовое количество сертификатов ключей ЭЦП, выдаваемых в настоящее время Казначейством России, составляет порядка 800 000 единиц (для сравнения - в 2009 г. было 300 000 единиц), а общее количество выданных нами сертификатов за восемь лет составляет порядка 2 500 000 единиц.

Что вы думаете по поводу внедрения контрактной системы госзакупок?

Введение в правовую и управленческую структуру России нового института - Федеральной контрактной системы - предполагает создание взаимосвязанных мероприятий правового, организационного и экономического характера. Осуществление этих мероприятий направлено на повышение эффективности и результативности закупок, предупреждение коррупционных проявлений, а также на устранение недостатков действующего Закона № 94-ФЗ.

Решение этих задач возможно путем последовательной системной модернизации сферы обеспечения нужд публично-правовых образований как за счет развития уже существующих стадий закупочного цикла, так и за счет создания недостающих элементов управления «контрактуемыми» расходами и их общей увязки.

Федеральная контрактная система позволит повысить качество и снизить издержки при исполнении функций и задач публично-правовых образований и бюджетных учреждений. Кроме того, жесткие условия планирования закупок, всеобщая доступность сведений о таких планах способствуют большей открытости публичной деятельности.